Кладбищами кораблей современные археологи называют участки
морского дна, на которых лежат останки многочисленных судов, затонувших в
пучине из-за непогоды, опасных рифов, мелей и боевых сражений. Такие
загадочные места по-прежнему привлекают внимание не только специалистов
по древней и военной истории, но и бесчисленных искателей приключений.
Атлантический океан. Атлантика занимает, пожалуй,
первое место по числу судов не вернувшихся в родной порт и упокоившихся в
морской пучине: она приняла в себя сотни тысяч кораблей,
сконструированных при различных условиях, разными народами, в разные
исторические эпохи. В прибрежных водах страны Жюля Верна и Оноре де
Бальзака нашли свой последний причал около трех тысяч кораблей — начиная
с античности и заканчивая современностью. И все-таки они не могут
сравниться с тысячами кораблей, покоящимися глубоко на дне
Атлантического океана, Средиземного, Карибского и многих других морей. У
юго-восточного побережья Англии, неподалеку от порта Дувр, находятся
мели Гудвина — обширная группа банок, которые под воздействием приливов
меняют свои очертания и с периодичностью передвигаются с места на место.
Это место прозвано моряками "Великим пожирателем кораблей". За
последние 200 лет здесь погибло бесчисленное количество судов, а вместе с
ними пропали
около 50 тысяч человек. В начале 60-х годов прошлого века геологам
удалось взять часть образцов грунта, пройдя буром сквозь 15-метровый
слой песка. И в грунтовых колонках обнаружили полусгнившие куски
корабельного дерева и ржавое железо обшивки судов. "Великий пожиратель
кораблей" насквозь пропитан своими жертвами.
Атлантический океан, остров Сейбл. А
на противоположном побережье Атлантики находится еще одно известное
геологам кладбище кораблей — акватория острова Сейбл, лежащего в 240
километрах к востоку от Канады, на подходе к заливу Святого Лаврентия. У
берегов Сейбла сталкиваются теплый Гольфстрим и холодное Лабрадорское
течение, несущее воды Арктики. В итоге, вокруг острова образуются
плотные туманы, которые окутывают его несколько месяцев в году. К
тому же, дополнительную опасность представляют бушующие штормы и тот
факт, что этот остров "бродячий". С момента открытия он переместился на
несколько километров со старого месторасположения. Именно здесь нашла
свою гибель не одна сотня судов английской и португальской эскадры.
Тихий океан, остров Чуук. В
годы Второй мировой войны на территории этого острова располагалась
крупная военно-морская база Японии. После осуществления американцами
военной операции "Хилстон" 17 февраля 1944 года здесь погибло 60 крупных
и много небольших японских судов.
Шотландия, пролив Пентланд-Ферт. В этом районе, на глубине от 30 до 50 метров лежат останки целого флота. Флота Германии
Первой мировой войны. 74 судна, в том числе несколько особенно крупных
кораблей, готовились передать англичанам, которые строго следили за
соблюдением условий перемирия. Но немцы, следуя доблестным морским
традициям, отказались сдавать флот врагу и затопили его.
Италия, город Пиза, район железнодорожного вокзала Сан-Россоре.
Строители национальной железнодорожной компании Италии, взломали там
грунт, с целью заложить фундамент для нового центра управления
римско-генуэзской линией. Внезапно они наткнулись на останки древнего
корабля. Работы были приостановлены, срочно вызвали археологов, те
обнаружили еще три судна с грузами и другими реликвиями. К 1998 году
здесь были найдены первые 9 судов. На сегодняшний день в Пизе
археологами уже найдено 39 судов, из которых 16 датированы и частично
или полностью раскопаны. Погубившие их кораблекрушения приходятся на
период приблизительно с V столетия до нашей эры и по IV столетие нашей
эры. На судах нашли даже скелеты мореплавателей. Медные гвозди и древнее
дерево не повреждены, и во многих случаях груз все еще запечатан в те
самые терракотовые амфоры или кувшины, что использовались в Древнем
мире. Нашли также бочку древней римской приправы к рыбе, известной
как "гарум". По мнению историков, одно судно везло множество свиных
окороков; другое — живого льва и, вероятно, потерпело крушение на пути
из Африки в Рим.
Черное море. Огромное
число кораблей затонуло у берегов Крыма, Севастополя, Керченского
залива. Причиной гибели становились штормы, и часто, прибрежные скалы. О
некоторых судах, потерпевших крушение сложены самые разнообразные
легенды, а дайверы настойчиво уже не первый год ищут затонувшие вместе с
кораблями сокровища. Если повезет, находят ценные безделушки, а
настоящие клады пока скрыты под покровом моря.
Остановитесь на секундочку! Магазин подарков Рodarkus предлагает купить подарки по низкой цене, доставка осуществляется удобной для вас компанией.
|